Вторая Неделя Великого поста

Вторая Неделя Великого поста

Вто­рая сед­ми­ца и вто­рая Неде­ля Ве­ли­ко­го по­ста на­зы­ва­ют­ся сед­ми­цей и Неде­лей све­то­твор­ных по­стов, во вре­мя ко­то­рых Цер­ковь мо­лит Гос­по­да о бла­го­дат­ном оза­ре­нии по­стя­щих­ся и ка­ю­щих­ся. В бо­го­слу­же­нии этой сед­ми­цы и этой Неде­ли Цер­ковь, со­кру­ша­ясь о гре­хов­ном со­сто­я­нии че­ло­ве­ка, ука­зы­ва­ет на пост как на сред­ство к бла­го­дат­но­му внут­рен­не­му оза­ре­нию, по­буж­дая хри­сти­ан к но­вым по­дви­гам по­ста.

Пра­во­слав­ное уче­ние о по­сте как сред­стве к бла­го­дат­но­му оза­ре­нию с осо­бой си­лой рас­кры­ва­ет­ся во вто­рую Неде­лю – Неде­лю свя­то­го Гри­го­рия Па­ла­мы, ар­хи­епи­ско­па Фес­са­ло­нит­ско­го (XIV век). Свя­той Гри­го­рий, бу­дучи ве­ли­ким по­движ­ни­ком го­ры Афон, из­ве­стен так­же как за­щит­ник Пра­во­сла­вия и об­ли­чи­тель ере­си Вар­ла­а­ма, ка­лаб­рий­ско­го мо­на­ха, от­вер­гав­ше­го пра­во­слав­ное уче­ние о бла­го­дат­ном Све­те, оза­ря­ю­щем внут­рен­не­го че­ло­ве­ка и ино­гда от­кры­ва­ю­щем­ся ви­ди­мо (на­при­мер, на Фа­во­ре и на Си­нае). Вар­ла­ам не до­пус­кал воз­мож­но­сти до­стиг­нуть та­ко­го оза­ре­ния мо­лит­вой, по­стом и дру­ги­ми по­дви­га­ми са­мо­от­вер­же­ния. На со­зван­ном для суж­де­ния по этим во­про­сам Со­бо­ре в Кон­стан­ти­но­по­ле в 1341 го­ду свя­той Гри­го­рий Па­ла­ма, на­зван­ный сы­ном Бо­же­ствен­но­го Све­та, об­ли­чил ере­ти­ков и за­щи­тил уче­ние о Све­те Бо­же­ствен­ном, несо­тво­рен­ном, прис­но­сущ­ном, ко­то­рым про­си­ял Гос­подь на Фа­во­ре и ко­то­рым оза­ря­ют­ся по­движ­ни­ки, до­стиг­шие вы­сот свя­то­сти по­сред­ством мо­лит­вы и по­ста.

28 марта 2021