Зачатие честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Зачатие честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Протоиерей Александр Симаков

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Всех, мои дорогие друзья, братья и сестры, поздравляю с сегодняшним праздником. Сегодня мы с вами вспоминаем событие, которое, по сути, является началом Евангелия, первое из описанных в Евангелии событий. Это зачатие Иоанна Крестителя, которое было по изволению Божию и по молитвам его святых родителей – Захарии и Елисаветы.

Евангелист Лука рассказывает нам о том, что Захария был священником ветхозаветном в Иерусалимском храме. Его священство было не такое, как сейчас вы видите перед глазами своими. Священство в ветхозаветном храме было совсем другим. Основной заботой священников было совершение жертв. И вот по чреде, то есть, по очереди, он служил в храме в Иерусалиме  и по жребию ему выпало покадить внутри храма.

Если вы читали Ветхий Завет, вы, наверняка, знаете, что жертвенник располагался вне храма, на улице, где приносились жертвы. А внутри храма было как раз место, куда полагали бескровные жертвы – хлеб, и там стоял еще кадильный жертвенник, то есть такое место, которое подогревалось углями, огнем, куда полагали фимиам, и от него было благовоние, приносимое Богу.

И вот как раз ему выпал жребий совершить такое каждение внутри храма. А известно, что и Захария и Елисавета, жена его, были людьми уже преклонных лет для деторождения, оставались бездетными и всю жизнь молились о том, чтобы Господь даровал им дитя. Известно нам из истории Израиля, что бездетные родители были поносимы в израильском народе, потому что считалось, что если Господь не дает детей, значит, каким-то образом эти люди согрешили, они как бы Богом отвергнуты, прокляты. Конечно, это неправильное суждение, которое сложилось в народе, ну вот оно такое было, сложилось так.

И поэтому и Захария, и Елисавета очень усердно молились, хотя к тому времени он уже потеряли, видимо, надежду.

И вот когда он вошел в храм, ему явился архангел Гавриил, который сказал ему: «Захария, услышана молитва твоя, и родится у тебя сын, наречешь его Иоанн, и будет он велик среди людей, не будет он подвержен страстям человеческим, будет подвижником, удалится в пустыню и наречется сыном Вышняго, потому что будет пророком великим». И Захария уже вот внутри себя имевший такое, видимо, сомнение, сказал: «Ну откуда я это узнаю, что так будет, почему я должен тебе поверить?». И архангел Гавриил говорит ему: «Я архангел, посланный от Бога, и вот за то, что ты усомнился в моих словах, будешь молчать до тех пор, пока не родится у тебя этот сын». И так и было. Мы знаем из дальнейшего рассказа Евангелия, что Захария молчал, был немым вплоть до того момента, когда жена его Елисавета родила сына Иоанна.

Этот рассказ евангельский учит нас многому. Но главное, мне думается, он учит нас никогда не терять веры Богу. Всегда сохранять надежду и помнить, что Господь настолько любит нас с вами. Тем более, что живем мы совсем в другие времена, чем Захария. Мы живем в такие времена, когда уже пришел в мир Господь Иисус Христос, уже спас каждого из нас, уже даровал Свою любовь и милость каждому из нас. Поэтому у нас есть гораздо больше оснований никогда не терять веру и надежду и доверие Богу, всегда помнить, что Он рядом с нами и все что Он ни делает с нами, все устраивается к нашему спасению. Ведь в очах Божиих главное, для чего Он пришел в этот мир, и для чего мы с вами созданы, и для чего Он вообще взошел на Крест - это чтобы каждого из нас с вами водворить в Царство Божие, каждому даровать этот великий дар, к которому призван каждый из нас. А призван он к великой славе Божией, быть в Царстве Божием, быть рядом с Богом, прославлять Бога, любить Бога, любить всех, кто вокруг него, наслаждаться этой неизреченной радостью в вечности. И мы очень часто этого ведь не понимаем. Живя земной жизнью, мы полностью погружены в нее - в наши пристрастия, в наши устремления земные. И когда мы видим, что в нашей земной жизни как-то все не по-нашему, не так, как мы хотим. И вот наша, наверное, беда в том, что мы часто свое желание, свое понимание, свое видение  выдаем за какое-то такое Божественное и думаем: «Вот почему не так? Мы молимся, молимся, а все не так, как я думал, как я хотел, как я мечтал». А Господь думал, может быть, по-другому, и Господь о нас судил по-другому. И Господь готовил нам другой путь спасения.

И вот нужно всегда вспомнить евангельские примеры: и Захарию с Елисаветой, и Иоакима с Анной, родителей Богородицы, да и другие библейские примеры, из глубин самых веков которые доходят до нас, что Господь лучше знает, каков наш путь спасения. Наша, может быть, христианская задача очень простая – довериться Богу, довериться и жить так, как мы живем, стараться не согрешать, конечно же,  своим страстям греховным не потакать, стремиться жить праведно, но все случаи в жизни, какие у нас бывают, как происходит наша жизнь, доверять Богу. Говорить: «Господи, Ты так устраиваешь мою жизнь, слава Тебе, это мой путь спасения, я его приемлю». И не забывать благодарить Богу, молиться Ему и всегда помнить: Он рядом, Он хочет нашего спасения и любит нас. Поэтому когда возникает искушение какое-то, недоверие, и у нас, бывает, утрачивается вера, да, сомнения возникают, думаю, надо обращать свои молитвы вот к таким людям как Захария пророк, как жена его Елисавета, как Богоотцы Иоаким и Анна, как Пресвятая Дева Мария, Которая вообще видела страдания Сына Своего на Кресте.

Так и мы с вами обратим свои молитвы и к пророку Захарии и к жене его Елисавете, и помолимся, чтобы они помогли нам принять то, что происходит в нашей жизни, научили нас доверить Богу, доверять Богу и через это  сохранять надежду, сохранять любовь к тем, кто вокруг нас. И таким образом, мы с вами научимся и любви к Богу, и к людям, и обретем спасение.

6 октября 2022