Евхаристия и Крестная Жертва Христа

Евхаристия и Крестная Жертва Христа

В Откровении апостола Иоанна Богослова Христос назван Агнцем, закланным от основания мира (Откр.13:8), здесь мы видим указание на Предвечный Совет Пресвятой Троицы, на котором был определен способ спасения падшего грехом человека – Богочеловеческая Жертва Любви через смерть на Кресте. Для Бога как Существа трансцендентного времени не существует, и эта Жертва Им приносится предвечно от создания мира. Также и в Своей земной жизни Христос еще прежде страданий на Кресте в первом Таинстве Евхаристии уже принес Себя в Жертву: «Господь Сый всех, и Зиждитель Бог, созданное Безстрастный обнищав Себе соедини, и Пасха за яже хотяше умрети, Сам Сый Себе предпожре: ядите, вопия, Тело Мое, и верою утвердитеся»[1]

Голгофская Жертва не отделима от Таинства Евхаристии, они представляют собой единую Жертву. На Голгофе эта Жертва была принесена однажды в определенный исторический момент, одновременно с Голгофской Жертвой Христос как Первосвященник в небесной скинии совершает приношение Своей Крови (Евр.9:12). А Евхаристия понимается не как повторение Крестной Жертвы, но как сослужение Первосвященнику Христу, участие в Его однажды принесенной Жертве, постоянное преломление на земных престолах Жертвы Христовой. Свт. Иоанн Златоуст в толковании послания ап. Павла к Евреям[2] говорит о том, что в приносимом даре мы совершаем воспоминание смерти Христовой, и эта Жертва одна, а не многие. Приносится каждый раз Один и Тот же Агнец, а не многие, следовательно и Жертва одна, и не другую какую мы приносим, но Ту же самую Жертву. В Предании Церкви, в богослужебных текстах и молитвословиях этот дар Любви Христовой – Голгофская и Евхаристическая Жертва также отражены как единая Жертва Христова: «Господь нас ради, по нам бо древле бывый, единою Себе принес, яко приношение Отцу Своему, присно закалается, освящаяй причащающияся»[3] и «Пасха Христос есть великая и всечестная, снеден быв яко хлеб, заклан же яко овча: Той бо вознесеся о нас Жертва. Того Тела благочестно, и Того Крове вси тайно причащаемся»[4]. Таким образом однократное жертвоприношение Христа видится как вечное установление, которое постоянно совершается в Евхаристии как воспоминание Голгофской Жертвы Христовой (Лк.22:19).

 Но Евхаристическая Жертва – это Жертва бескровная, в молитвословиях Литургии она называется жертвой хвалениядуховной жертвой или службой словесной, а в чине Литургии св. ап. Иакова так и указано, что это именно Жертва бескровная. Само наименование Таинства указывает на благодарение (εὐχαριστία), Евхаристия — это Жертва хвалы и благодарения Бога за все Его благодеяния начиная от сотворения мира и человека, за Его Промысл и попечение, Домостроительство спасения человеческого рода, Боговоплощение и весь искупительный подвиг, центром которого является Голгофская Жертва – смерть на Кресте, сошествие во ад и Воскресение, Вознесение и Второе пришествие. Именно все эти события вспоминаются, начиная от проскомидии и заканчивая Литургией верных.

При этом Евхаристия – это Жертва умилостивления, приносимая во оставление грехов всех усопших в надежде воскресения и живущих христиан, Жертва, приносимая «за всех и за вся». Приобщаясь в Евхаристии Телу Христову, христианин примиряется с Богом, а те греховные терния, которые гнездятся в сердце не выдерживают присутствия Божества и попаляются Им. Свт Игнатий Брянчанинов в своем слове в Великий Четверток сравнивая с Ветхозаветными прообразовательными жертвами Евхаристию, говорит, что в Крови Христовой душа Его. Поэтому при причащении Христовых Таин ощущается прикосновение души Христовой, происходит подлинное соединение души Христовой с душой причащающегося, поэтому человек начинает чувствовать не свойственные и чуждые для его падшего естества кротость, смирение, любовь ко всем, чаяние будущего века и холодность к тленному и преходящему[5].

Евхаристия также объединяет в себе всех верующих, живых, усопших и всех святых. Эта наша земная Евхаристия совершается и в Царстве Небесном, и как здесь, так и там это богослужение возглавляет Христос как Глава единого кафолического Церковного Тела. Единая Церковь и воинствующая, и торжествующая тесно переплетены между собою и в своем единстве не отделимы от своего Главы. Поэтому и Евхаристия совершается невидимо в сослужении со всеми бесплотными силами и всеми святыми. Именно такое понимание отражено в песнопении Литургии Преждеосвященных Даров: «Ныне силы небесные с нами невидимо служат: се бо входит Царь славы; се жертва тайная совершена дориносится».

Наконец Евхаристия – это Жертва просительная, о властях и воинстве, о богохранимой стране нашей, граде и всяком граде, и стране, да поживем во всяком благочестии и чистоте, о всей Соборной и апостольской Церкви. Также испрашивается, чтобы Св. Тайны не послужили в суд и осуждение, но во трезвение души, в приобщение Св. Духа, во исполнение Царствия Небесного и дерзновение к Богу и каждому даровать по потребности: путешествующим, плавающим, недугующим – исцеление.

Поскольку Евхаристия как Жертва – это вечное установление, то согласно святоотеческой традиции понимается что она будет существовать и в жизни будущего века именно как приобщение Телу и Крови Христовым, чистейшей Жертве и истинному Агнцу. После причащения священнослужители в алтаре среди прочего прочитывают тропарь из 9-ой песни Пасхального канона: «О Пасха велия, и священнейшая, Христе! О Мудросте, и Слове Божий, и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися, в невечернем дни Царствия Твоего».  

Список литературы:

1.     Давыденков О., прот. Догматическое богословие: Учебное пособие. – М., ПСТГУ, 2016.

 

2.     Малков П.Ю. Введение в Литургическое Предание. Курс лекций. https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vvedenie-v-liturgicheskoe-predanie-tainstva-pravoslavnoj-tserkvi/

 

3.     Православное учение о Церковных Таинствах. Т 2. Ч.V Евхаристия:Богословие. https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pravoslavnoe-uchenie-o-tserkovnyh-tainstvah-tom-2/1

 

4.     Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетическая проповедь. Слово в Великий четверток на Литургии. http://www.golden-ship.ru/knigi/2/ignatiy_branh_AP.htm#q23

 

5.     Триодь постная. Ч 2. – М.: Издательский Совет РПЦ, 2002.

 

6.     Божественная литургия свт. Иоанна Златоуста: с параллельным переводом на русский язык / Под ред. митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева). – М.: Никея, 2016.  




[1] Триодь постная, Великий четверток, канон на утрени Песнь 3 Ирмос


[2] Иоанн Златоуст, свт. Беседа 17, 3 п. на Послание к Евреям.


[3] Канон ко св. Причащению, песнь 9


[4] Триодь постная, Великая среда канон на повечерии 9 песнь


[5] Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетическая проповедь. Слово в Великий четверток на Литургии.



18 февраля 2021