Сретение Господне

Сретение Господне

Иерофей (Влахос), митр. 

Сколь трогательна картина преподнесения младенца-Христа в Храм! Предвечный Бог, Слово Божие, единочасно соединенный с Богом Отцом и Святым Духом, управляющий миром и всей вселенной, появляется в Храме в объятиях Матери в образе младенца!

Будучи младенцем, Христос не переставал быть Предвечным Богом, и поэтому Он был самым мудрым во всей вселенной. С момента происшедшего во чреве Пресвятой Богородицы единения божественной и человеческой природ в Ипостаси Бога Слова, человеческая природа обожилась, и душа Христа обогатилась полнотой премудрости. Однако, мудрость Христа проявлялась в соответствии с возрастанием Его тела, иначе бы Христос выглядел не младенцем, а чудовищем (св. Иоанн Дамаскин).

Своим младенчеством Иисус Христос исцелил "младенческое мышление" Адама. Сотворенный Богом в раю Адам был младенцем относительно благодати и святости. Разум первозданного человека был просвещенным, но ему необходимо было пройти испытания и достичь обожения. Поскольку Адам был духовно несформированным, он легко был обольщен лукавым, выросшим и состарившимся в грехе, демоном. Поэтому, будучи телесно младенцем, Иисус исцелил не только "младенческое мышление" Адама, но и всю человеческую природу и свершил то, чего не в силах был достичь первый Адам. Таким образом, с воплощением Своего Единородного Сына Бог Отец сделал обожение человека более незыблемым и прочным. Диавол уже не мог ввести в заблуждение и обмануть Христа-человека, как он это с легкостью сделал с первым Адамом.

Кенозис Сына и Слова Божия, как это хорошо видно и на примере Его преподношения в Храм, превзошел даже умопостижение Ангелов, поскольку и они были поражены безграничным снисхождением Всевышнего Бога. Пророк Аввакум предсказал воплощение Божественного Логоса следующими словами: "Бог от Фемана грядет, и Святый — от горы Фаран. Покрыло небеса величие[1] Его, и славою Его наполнилась земля" (Авв. 3.3). Под словом "добродетель" подразумевается воплощение и уничижение Божия Слова. "Покрыла небеса" означает, что она (добродетель) покрыла и даже заслонила высоту ангельскую.

Установленный Богом закон гласил, что приношение (προσφορά) "мужеского первенца" должно сопровождаться приношением непорочного агнца, либо пары горлиц, либо двух птенцов голубиных. В книге Левит пишется: "Принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя в жертву за грех, ко входу скинии собрания к священнику" (Лев. 12.1-6). Евангелист Лука говорит, что родители отнесли Иисуса в Храм, "дабы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или птенцов голубиных" (Лк. 2.24). Святая семья не принесла агнца, потому что не имела его из-за своей бедности. Богатые люди приносили однолетнего непорочного ягненка, тогда как бедные — пару горлиц или двух птенцов голубиных (Прокопий). Христос родился в бедной семье и вырос бедным человеком. Однако Иисусова бедность заключается не только в Его социальном положении и образе жизни, но главным образом, в уничижении Бога Слова. Вопреки Своему богатству Христос сделался бедным, дабы мы обогатились Его Божеством (св. Григорий Богослов).

Согласно св. Григорию Паламе, пара горлиц олицетворяла соединенных по брачному закону супругов и выражала их благоразумие и благодарность. Голубиные же птенцы символизировали Пресвятую Богородицу и Христа, потому что Христос родился от непорочной Девы и до самой Своей смерти оставался девственным. Таким образом, если первое выражало честный и благословенный брак, то второе предзнаменовало непорочность Богородицы и Христа.

Как замечает св. Кирилл Александрийский, "горлица щебечет более всех птиц полевых, а голубка — мила и кротка". Обе птицы символизируют Иисуса Христа: словно горлица, Христос "прощебетал" на всю землю, наполнив пением Свой виноградник (всех верующих в Него людей) и, как голубь, пребывал в вышей степени кротости. Не может быть и тени сомнений, что это приношение было прообразом воплощения всемилостивого Бога.

 Одной из главных личностей рассматриваемого нами события был Симеон, "праведный и благочестивый муж", сподобившийся "предвстретить" Христа, взять на руки и узнать Его силой и действием Пресвятого Духа. Честь увидеть воплощенного Бога Слова и изреченные им в момент встречи слова показывают величие Симеона.

Имя "Симеон" в переводе с еврейского означает "послушание" (преп. Никита) или — "тот, которого услышал Господь" (св. Иоанн Златоуст). Это имя соответствовало жизни и чаяниям праведника и бывшему ему от Бога откровению.

Евангелист Лука характеризует Симеона как человека праведного и благочестивого, живущего в Иерусалиме и "чающего утешения Израилева". Наряду с этим говорится, что на нем был Дух Святой, Которым ему было предсказано, "что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня" (Лк. 2.25-26). Священное Писание совершенно умалчивает о его происхождении и личной жизни, поскольку Симеон жил другой жизнью — жизнью духа.

Из-за отсутствия в Евангелии сведений о праведном Симеоне, св. Никодим Святогорец собрал мнения и существующие касательно его личности суждения различных толкователей. Так нам известно, что Иосиф Песнописец называет его "священнейшим священодеятелем". Священномученник Мефодий — "наилучшим иереем". Священный Фотий и священный Феофилакт говорят, что он не был священником, но более чем священник. Иные утверждают, что Симеон был одним из семидесяти толкователей Ветхого Завета, который при переводе пророческих слов книги пророка Исаии "се дева во чреве приимет..." усомнился в их значении. Ему в тот же момент явился Ангел Господень и благовествовал, что он не умрет до тех пор пока не узрит и не примет в свои объятия рожденного Девой Помазанника Божия — Христа. Некоторые настаивают на том, что Симеон был сыном еврейского патриарха Хилела и отцом известного законоучителя Гамалиила, а иные считают, что он был главой еврейского синедриона. Также говорится, что Симеону было более двухсот семидесяти лет. Собрав все это, св. Никодим приходит к заключению, что желающие следовать Евангелию славят Симеона Богоприимца как "водимого духом мужа".

Праведный Симеон пришел в Храм по вдохновению Святого Духа, в Котором принял обетование, что прежде смерти увидит Христа (Лк. 2.25-27). В этих словах кроется великая истина, что человеку необходимо пребывать в Святом Духе и постоянно Им научаться, потому что нечестивым и безбожным Дух таинств не открывает.

Пророк Исаия предвещал: "Укрепите ослабевшие руки и утвердите колена дрожащие... будьте тверды, не бойтесь" (Ис. 35.3-4). Главным образом эти слова относятся к св. Симеону Богоприимцу. Никто не может увидеть Бога, не имея духовных сил и будучи неукрепленным. Итак, Святой Дух не только путеводил, но и укреплял ноги Симеона идти в Храм, а руки держать Христа. Георгий Никомидийский говорит, что к служению таинству праведный Симеон пришел не своими ногами, но Сам Дух Святой был ему носящей колесницей.

Силой Пресвятого Духа пришедший в Храм Симеон узнал воплощенного Сына и Слово Божие. Он сподобился увидеть воплощение Божественного Логоса, которое "пророчески" видели все пророки. Св. Василий Великий пишет, что праведный Симеон и пророчица Анна видели во Христе божественную силу "подобно пробивающимся сквозь стекла девства человеческого тела лучам света". Как сквозь стекла видится внутри дома свет, так и чистые сердцем сквозь Тело Иисуса Христа созерцают свет Божества — чуждый и незримый для других.

Афанасий Великий воспевает св. Симеона Богоприимца за несказанную честь быть водимым Самим Святым Духом. Он говорит, что праведный Симеон внешне был человеком, а "по смыслу" - сверх-человеком, по отношению к природе — человек, а по отношению к добродетели — Ангел. Местом его проживания был видимый Иерусалим, но его митрополией — горний Иерусалим. Он был выше не только людей, но "и ангелов превосходил Симеон".




[1] "... εκάλυψεν ουρανούς η αρετή αυτού..." — русский перевод это­го отрывка является неточным. Буквально греческий текст нуж­но перевести следующим образом: "...покрыла небеса добродетель Его...".



15 февраля 2021