Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме

Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме
Митрополит Томский и Асиновский Ростислав

Христос воскресе! Воистину воскресе!

Среди осени под сводами этого храма, посвященного Воскресению Христову, всегда звучат эти пасхальные приветствия, которые не только мысленно, но и всей душой, сердцем приносят нас к празднику Светлого Христова воскресения.

Вспоминается преподобный Серафим Саровский, когда всякого приходящего к нему человека, не только в Пасху, но и в течение всего года он приветствовал пасхальным приветствием. И так делал он, конечно же, не искусственно, не для того, чтобы произвести на приходящих впечатление, либо поэпатировать, поступая не так как все. Он действительно достиг такого состояния духовного, что пасхальная радость была неизменной спутницей его жизни.

Апостол Павел говорит в своих посланиях, что плодом Духа Святого является мир, долготерпение. И вот среди этих качеств, которые апостол называет плодом Духа Святаго, он называет и радость. Целью жизни человеческой является стяжание Святаго Духа Божьего. Кто стяжал Духа Божьего, и с Духом Божьим неизменно в нем поселились вот эти плоды Духа Святого, среди которых радость. Радость всегдашнего пребывания с Богом, радость победы Бога над адом, над дьяволом, над смертью, поэтому естественным было вот это приветствие: Христос воскресе! Воистину воскресе!

Почему же мы тогда, далекие еще от этого духовного состояния, тоже тщимся приветствовать иногда друг друга этим пасхальным приветствием, в том числе, вот в этот праздник воскресения Христова? Почему ответ на это дает нам некий пример по аналогии, что ли? Часто люди, не знающие ни одной молитвы, впервые пришедшие в храм Божий, впервые встретившиеся со священником, спрашивают у батюшки: «Батюшка, у меня сейчас трудные жизненные обстоятельства». Когда священник говорит, что нужно молиться, он спрашивает: »А как? Я не знаю ни одной молитвы, можно ли молиться своими словами»? И священник говорит: «Конечно, если уж мы не знаем тех молитв, которые находятся в богослужебных книгах, мы можем молиться и своей собственной молитвой, лишь бы она исходила из сердца, была усердной, искренней».

Но, несмотря ведь на это, Церковь зачем-то издает огромными тиражами молитвословы, в которых она публикует молитвы, которые составлены были когда-то святыми - великими святыми, достигшими высоты молитвенного делания. Для чего это так? Для того чтобы мы, пока еще не стяжавшие этой высоты молитвенного делания и не достигшие глубины молитвенного предстояния пред Богом, мы можем приобщиться к другому - чужому опыту. Ведь как мы, отправляясь в незнакомое место, часто ищем себе попутчика, либо, по крайней мере, стараемся запастись картой, путеводителем, или современные люди пользуются электронными средствами - навигаторами так называемыми, которые подскажут, укажут. Т.е., всегда для того, чтобы достигнуть цели и не имея собственного опыта, мы присоединяемся к какому-то другому опыту, и он помогает нам собственный опыт обрести. Если мы один раз пропутешествовали, руководствуясь картой, второй раз включили навигатор, а третий раз мы, уже узнав эту дорогу, обретя опыт вот этого путешествия, идем смело и уверенно сами.

Так бывает и в жизни духовной. Не имея ни глубины, ни высоты собственной молитвы, не стяжав еще такого дара молитвенного в Духе Святом, мы используем опыт тех святых, которые не просто молились, произнося какие-то слова или излагая какие-то прошения. Они произносили эти молитвы в состоянии, когда они были преисполнены Духом Святым. И вот мы, еще не достигшие этого состояния, произнося молитвы, которые напечатаны в молитвослове, которые предлагает нам Церковь, мы постепенно усваиваем молитвенный опыт святых. Мы постепенно поднимаемся на свои уровни духовного и молитвенного совершенства, становимся в молитве как бы выше себя, когда молимся молитвами святых отцов.

Также и здесь. Произнося в этот день пасхальные приветствия еще, может быть, и далекие от стяжания той подлинной, духовной, всеобъемлющей радости, которая есть плод Духа Святаго, мы приобщаемся к опыту Церкви, к опыту святых отцов, к опыту Преподобного Серафима Саровского.

А почему Церковь позволила нам вне пасхальных дней совершать пасхальным чином Богослужение вот в этот праздник? Причем, не везде. Церковная традиция позволяет это делать лишь в храмах, посвященных Воскресению Христову, где, собственно, в этот день повсеместно сегодня и совершается Богослужение пасхальным чином. Традиция эта идет из Иерусалима, от самого на Земле святейшего места живоносного гроба Христа Спасителя, откуда миру воссияло спасение, где Господь, победив смерть, грех и дьявола, всем нам открыл врата рая.

Это было в четвертом веке. Вскоре после того как благочестивая царица Елена, мать царя Константина Великого, который прекратил преследование Церкви со стороны язычников, направилась в Иерусалим для того чтобы отыскать все святые места, связанные с именем Христа, с рождеством, с евангельскими событиями, и на этих местах воздвигнуть Храм Божий. В результате этой поездки Елены был обретен и Святой Животворящий Крест, на котором был распят Господь. И в честь этого мы будем уже завтра вечером и послезавтра утром праздновать день Воздвижения, всемирного Воздвижения Креста Господня. Но потом, когда на месте, где воскрес Господь, и где Он был распят, перед этим был построен величественный храм-базилика, покрывающий гроб Господень, Голгофу. На освящение этого храма были приглашены архиереи практически со всего тогдашнего цивилизованного мира, со всей ойкумены, со всей Вселенной. И при многочисленном собрании епископов, духовенства и мирян состоялось торжественное освящение храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

И вот там, на том месте, где воздвигнут храм, посвященный Воскресению Христову, на месте этого Воскресения и зазвучали в эти дни пасхальные песнопения. Не мог удержаться народ, и правили службу подобно службе Святой Пасхи. Отсюда и пошло название праздника Воскресение Словущее, то есть то, которое прослыло, пользовалось известностью как Воскресение подобное пасхальному Воскресению. И вот мы, следуя этой древней иерусалимской традиции, также в Воскресенских храмах в этот день совершаем Пасхальные Богослужения.

В нашей Томской митрополии еще один есть храм Воскресения Христова на территории Колпашевской Епархии. Это село Тогур рядом с Колпашево. Завтра эта церковь отмечает свой двухсотлетний юбилей. И сегодня там также совершается Богослужение пасхальным чином, как и завтра. Поэтому на нашей Томской земле мы не одни пришли в храм вкусить пасхальной радости. Но и здесь в престольный праздник мы собрались, и Господь снова в нашей душе пробудил те чувства, которые несколько стали забываться, что ли, которые все мы испытываем в пасхальную ночь. А ведь это важно, чтобы они не угасали в нас никогда.

Церковь своим уставом установила, что после того, как заканчивается Светлая или Пасхальная неделя, каждый седьмой день недели обновлять радость Пасхи, пусть и не с таким торжеством как в сам светлый день, но все равно. И поэтому Церковь этот день назвала днем Господним или воскресением.

В настоящее время даже безбожники или нехристиане, которые не веруют в воскресение Христово, называют этот день воскресным днем, может быть, и не задумываясь над этим. Но это день Воскресения Христова. Даже само название дня напоминает нам о том, как Господь приобщил нас к вечной жизни силой своего воскресения. Но вот этот день позволяет нам не просто вспомнить о воскресении Христовом, пропеть какие-то воскресные песнопения, но пропеть пасхальные песнопения. Поэтому надеюсь, что они не оставили в стороне не затронутыми, безучастными ни одной души христианской, которая сегодня присутствовала здесь в храме.

Поэтому желаю вам этой пасхальной радости не растерять на перепутьях сего жития, сохранять его всегда, сберегать, как лампаду мы сберегаем от дуновения ветра. Пусть воскресший Христос Спаситель всегда благословляет каждого из нас. Христос воскресе! Воистину воскресе!

26 сентября 2021