Как часто мы унываем под бременем жизненных трудностей. И, наверное, все мы воспринимаем болезни, страдания и телесную смерть как нечто противоестественное, недолжное. Действительно, человек изначально был призван к бессмертию, блаженству, нетлению. В каждом из нас живет жажда здоровья и вечной жизни, как некий отголосок первого, райского призвания.
Здоровье – дар Божий. Этот дар может быть дан человеку с рождения и сопутствовать ему на протяжении всей его жизни. Но этот же дар может быть дан человеку и тогда, когда силы, как кажется, совсем истощились. Из Евангелия от Иоанна вам наверняка известно чудо, совершавшееся в купели у Овечьих ворот. Ангел Божий по временам сходил в купель и возмущал воду, и тот, кто первым погружался в купель, получал исцеление, какой бы ни страдал болезнью (Ин. 5, 2 – 4). Можно представить себе радость исцелявшегося человека! А известно ли вам, что в святой Церкви, хотя и нет подобной купели, зато имеется несоизмеримо большее – особое Таинство, которое может совершаться во всякое время и подавать исцеление не одному, а всем желающим. Это Елеосвящение.
...В 2004 году в московский военный госпиталь пригласили иеромонаха Иоанна и священника Владислава пособоровать тяжелораненого спецназовца. Военнослужащего переправили из Чечни, где во время одного из рейдов по квартирам отряд спецназа наткнулся на боевика, тут же подорвавшего на себе пояс шахида. Находившийся рядом военный получил тяжелые ранения по всему телу, в том числе перелом черепа с повреждением глаза. Шансов выжить было немного, и в лучшем случае человек оставался калекой.
В больнице двое священников совершили Соборование. Плоды Таинства сказались на раненом так, что, когда он выписывался, врач, читая в больничной карте описание его ранений и видя перед собой исцеленного человека, спросил: «А это точно про Вас написано?» Но самое главное, Елеосвящение помогло ему внутренне переосмыслить свою жизнь – получив от Бога такой большой дар, военнослужащий навел порядок в семье, наконец-то расписался с супругой, стал ходить в храм и участвовать в Таинствах.
В житиях святых мы читаем о том, как угодники Божии исцеляли людей от самых страшных недугов. Они исцеляли не собственной силой, а Божией благодатью. В Елеосвящении нам даруется эта благодать, хотя бы мы сами были еще далеки от святости. А благодать Духа Святого сильна освободить от любого недуга. При этом важно знать, что Елеосвящение – это Таинство не только для телесного исцеления. В этом отношении заметим, что, бывает, после Исповеди и Причащения человек не получает полного облегчения души и заметного ее исцеления. Одной из причин этого может быть та, что на душе еще лежит какой-то позабытый, нераскаянный грех. А если человек при этом тяжко болеет, то есть опасность, что душа унесет неотпущенные грехи с собой в мир иной. Поэтому над больными людьми совершается Таинство Елеосвящения. Оно врачует душу, счищает забытые и совершенные по неведению грехи, ограждает человека от темных сил, дарует благословение на прохождение жизни духовной.
Елеосвящение есть одно из семи Таинств Церкви. И прежде чем мы поговорим о нем, важно понять, что такое вообще Таинства, для чего они существуют и что человек обретает через их посредство.
Всякое Таинство – это священнодействие, в котором таинственно действует благодать Святого Духа – спасающая сила Божия. В святых Таинствах Церковь врачует всего человека – его душу и тело. Таинств у нас семь: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Брак, Елеосвящение, Священство. В каждом из них подается особенный дар Святого Духа. Все Таинства восходят к Самому Господу Иисусу Христу. Они подобны семи цветам радуги, нераздельно составляя одно благодатное сияние, единую церковную жизнь.
Но почему в Церкви нет одного универсального Таинства, участие в котором сразу доставило бы верующему всю полноту духовных благ? Дело в том, что человек проходит этапы земного бытия, и в разное время у него возникают самые разные жизненные потребности. И Церковь при помощи Таинств освящает каждый момент человеческой жизни. Родился новый человек – его крестят для духовного рождения в вечную жизнь. Ребенку предстоит возрастать душевно и телесно – и по Крещении сразу же совершается Таинство Миропомазания, в котором подаются дары Духа Святого для духовного возрастания. Оступился человек, допустил грех – в Таинстве Покаяния он получает врачевание, освобождается от грехов. А чтобы еще на земле человек стал причастником Божия Царства, его приобщают Святых Даров в Евхаристии.
Не забывает Церковь освящать и земные радости людей. Так, полюбили друг друга молодые люди, решили создать семью – Церковь освящает их союз в Таинстве Брака. А если человек заболел, так что недуг препятствует ему полноценно трудиться или даже возникает опасность для жизни, как быть? Тогда-то верующим предлагается Таинство Елеосвящения, именуемое также Соборованием. Елеосвящение укрепляет душу и тело человека, изгоняя греховные движения и устраняя болезни.
Стоит знать, что во всяком Таинстве благодать действует при посредстве видимых знаков и осязаемого вещества. Например, Крещение совершается через троекратное погружение в воду, Миропомазание – через помазание святым миром (благовонным веществом, специально приготавливаемым и освещаемым архиереями в Великий Четверг), для Евхаристии используются хлеб и вино, а вот в Таинстве Елеосвящения употребляется елей – масло растительного происхождения.
Почему же так важны видимые действия в каждом Таинстве? Если бы человек был бесплотным духом, то благодать подавалась бы в Церкви непосредственно. А поскольку мы наделены телом, то и невидимое действие благодати сопряжено в Церкви с действием видимым. При посредстве видимого вещества и зримых действий верующему человеку подается невидимая благодать – спасительный дар Святого Духа. Этот дар проявляется в душе человека как возрождающая сила Божия. За искреннее и внимательное отношение человека к Таинству и ради веры христианина благодать наполняет душу неизреченным миром, удивительной чистотой и радостью новой, духовной жизни.
...Наталья Б. крестилась в двадцать лет, а через три года – это было в 1993 году – с группой паломников посетила Рижскую пустынь. Шел Великий пост, и группе предложили собороваться. Наталья соборовалась впервые. Таинство совершал благоговейный батюшка, неспешно, умиротворенно, внимательно. Пели монахини пустыни. Наталья не думала ни о чем постороннем, и ее внутренний взор был обращен только к Таинству. Елеосвящение произвело на нее неизгладимое впечатление: по его совершении в душе пребывало неземное чувство, какая-то небесная радость, так что не хотелось ни есть, ни пить, ни идти куда-либо, а просто уединиться и пребывать в этом дивном, благодатном состоянии. «Наталья, ты что так светишься?» – спрашивали ее спутницы. А ей действительно хотелось подольше оставаться в этой небесной радости. Тогда она думала, что каждый раз после Соборования внутри нее будет пребывать такое же чувство.
Святые Отцы говорят, что иногда Господь открывает человеку сладость духовных благ, так что, принимая Таинства, душа чувствует эти удивительные, неизреченные дары, подаваемые в Церкви. Впрочем, приступая к Таинствам, мы не должны искать каких-то особых чувств, потому что благодать Таинств часто действует на душу сокровенным образом. А само слово «таинство» указывает на то, что оно не подлежит исследованию разумом, а принимается верующим сердцем.
Итак, через Таинства христианин приобщается Духу Святому, Который существенным образом преображает и освящает глубины человеческого естества. Что же именно предлагается нам в Таинстве Елеосвящения?
Каждое Таинство постигается лишь посредством нашего искреннего личного участия. Однако нам важно заранее знать, к какой святыне мы приступаем, чтобы иметь в душе правильное расположение. Что же такое Елеосвящение? Сначала приведем устоявшееся в церковной письменности определение.
Елеосвящение – это Таинство, в котором при помазании больного освященным елеем (маслом растительного происхождения) призывается на него благодать Божия для исцеления от телесных и душевных недугов.
Почему это Таинство называется Елеосвящением? Потому что во время его совершения освящается елей, которым семикратно, с особой молитвой помазывается соборующийся. Таким образом, основным веществом Таинства служит освященный молитвами по установлению Святой Церкви елей, почему иногда это Таинство называется Молитвоелеем.
Какой смысл усваивается святому елею, мы еще побеседуем. А сейчас вспомним, что Таинство Елеосвящения было установлено Самим Господом Иисусом Христом, Который даровал апостолам власть исцелять всякую болезнь и немощь. Именно святые апостолы стали первыми совершителями этого Таинства. Так, в Евангелии повествуется, что, ходя по селениям и проповедуя покаяние, они многих больных мазали маслом и исцеляли (Мк. 6, 13). Исцеление совершалось через призывание имени Божия, при искренней вере больных в силу Божию, а помазание елеем становилось видимым знаком нисхождения на человека благодати Божией. Впоследствии эта власть врачевания души и тела была передана преемникам святых апостолов – священнослужителям. Поэтому в Церкви мы имеем возможность обретать не только прощение грехов, но и телесное исцеление.
Мы говорили, что в Таинствах даруется благодать Духа Святого. В каждом Таинстве подается свой, особенный дар. В Елеосвящении эта благодать исцеляет и освящает душу и тело человека. Часто тяжелейшие недуги покидают человека, принявшего Елеосвящение. Впрочем, христианину важно знать, что в его жизни является главным, а что – второстепенным, следя за тем, чтобы бесплодная погоня за телесным благополучием не стала основным содержанием его жизненного пути. В этой связи давайте вспомним, как Господь, наставляя семьдесят учеников и посылая их проповедовать по двое, заповедал:Исцеляйте находящихся в нем (в городе) больных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие(Лк. 10, 9). Итак, вот что самое главное – приближение Царствия Божия, а чудеса исцелений – только знамения пришествия этого Царствия. И уже на земле, здесь и сейчас, мы можем приобщаться к Божию Царству – в церковных богослужениях, святых Таинствах и наших теплых, сердечных молитвах.
Таинство Елеосвящения подтверждает, что Бог царствует и над нашим телесным естеством, что все поражающие нас недуги – в Его всесильной власти и Он способен преодолеть любую нашу болезнь. В Таинстве Елеосвящения даруется благодать Духа Святого, способная освободить душу от всех забытых, совершенных по неведению грехов и исцелить тело от болезней. Эта благодать преображает искреннее, верующее сердце, вселяя в него чистую, небесную радость.
Еще это Таинство называется Соборованием – это исконно русское название, закрепившееся за Елеосвящением с XVI века. Дело в том, что это Таинство принято совершать собором, то есть собранием семи священников. Впрочем, при необходимости Елеосвящение может совершить и один священник, который в таком случае действует от лица полного собора семи священников.
При совершении Таинства читается семь избранных мест из Апостола и семь из Евангелия, произносится семь специальных молитв, и семь раз больной помазывается елеем, в который добавлено красное вино, как напоминание о пролитой Спасителем крови.
Число «семь» есть знак семи даров Святого Духа (Ис. 11, 2). Оно сообразно семи молитвам пророка Илии, которыми тот вновь отверз небо, чтобы был дождь (3 Цар. 18, 42 – 44), напоминает семь молитв и поклонений пророка Елисея, которыми тот воскресил отрока (согласно греческому тексту Библии – 4 Цар. 4, 35), и сообразно семикратному погружению Неемана в Иордане, после чего он совершенно очистился от проказы (4 Цар. 5, 14).
Наверное, каждый верующий человек задается вопросом, что такое болезнь с духовной точки зрения и как правильно относиться к своим недугам?
Часто болезни – последствия греха, они свидетельствуют, что наше естество стремится к смерти. Болезнь – свидетельство того, что, удалившись от Бога, мы потеряли блаженство Рая. И потому болезнь – прекрасный учитель покаяния. Только в болезни мы можем увидеть собственную немощь, непрочность земного благополучия, оценить значение для нас помощи Божией, осознать важность благ духовных и вечных.
В страданиях, принимаемых с верой и молитвой ко Господу, совершается очищение души от бремени страстей и грехов. Господь часто попускает болезни, чтобы в людях пробудилась жажда духовного. Но иногда человек в болезни устает терпеть. И кажется, что недуги телесные не столько способствуют, сколько препятствуют духовному возрастанию. Физическая боль порой мешает трезвому отношению к собственной душе, отвлекает от внимательной молитвы и теряет свой духовно-воспитательный смысл. Недужный вынужден обходиться без храма и богослужений, порой не имеет сил читать духовные книги и начинает унывать.
В этой связи святая Церковь и предлагает особое Таинство, направленное на врачевание наших недугов, – Елеосвящение. При этом важно понять: Господь даровал Церкви духовную силу исцеления, чтобы человек вновь полученные силы употребил на добро. Ведь именно для этого нам и подается здоровье. В Таинстве Елеосвящения мы обращаемся к Богу с просьбой укрепить наши душу и тело. Для многих болящих исцеление телесное, полученное посредством Елеосвящения, становится подспорьем и в духовной жизни. Человек укрепляется в вере, перестает легкомысленно относиться к собственной душе.
Важно понимать, что в этом Таинстве человеку прощаются забытые или совершенные по неведению грехи. Допустим, человек не знал, что какой-то поступок является греховным, совершил его, а потом и вовсе о нем забыл. Или же, в иной ситуации, имея представление о грехах, человек по забывчивости или рассеянности (не преднамеренно) не упомянул какого-либо греха на исповеди – к сожалению, мы неспособны видеть все свои греховные проступки. Такие нераскаянные грехи повреждают душу, угрожая ей будущими муками. Внешним проявлением такого положения вещей могут стать тяжелые телесные недуги. В этом случае болезнь – свидетельство губительности пропущенных грехов и своего рода предупреждение, призыв к покаянию.
В Таинстве Елеосвящения мы молимся Господу о ниспослании всеисцеляющей благодати на соборующегося. И эта благодать попаляет грехи, а заодно избавляет от их последствий – телесных болезней. В наши дни известны удивительные случаи, когда Соборование поднимало человека буквально со смертного одра. Благодать Божия способна восстановить в человеке, казалось бы, совсем истощенные силы.
...Перед Великим постом 2006 года женщина шестидесяти семи лет Валентина М., имевшая до того целый букет болезней, попала в московскую больницу со страшным диагнозом – цирроз печени. Ей стало совсем плохо, печень разрушалась, в кровь поступали гнилые клетки. Валентина теряла память, плохо понимала окружающих, ничего уже не ела, пила только воду. В больнице ей по ошибке сделали не подходящий для нее укол и ее положение еще ухудшилось. Валентина уже не узнавала собственную дочь, падала с кровати, а ночью подходила к кроватям лежавших с ней в одной палате больных и звала супруга. Когда состояние больной стало совсем тяжелым и она уже почти не могла ходить, ее перенесли в холл, пригласили родственников попрощаться. В этот-то момент, прямо в холле, и было совершено Таинство Елеосвящения. Затем батюшка ее исповедал и тут же причастил Святых Таин. Врач сказал дочери, что больной осталось жить две недели, поэтому в тот же день ее забрали домой. И что же? Постепенно она поднялась, стала узнавать окружающих и поправляться. Хотя недуги дают знать о себе и теперь, но все это не так серьезно, как было до Соборования.
Итак, в Елеосвящении человеку подается благодатная сила во исцеление душевных и телесных немощей, так что даже безнадежные больные могут исцелиться по принятии этого Таинства. В Таинстве Елеосвящения Господь временно пресекает власть смерти и тления, укрепляет силы человека, чтобы тот остальное время жизненного пути проводил не во грехах, а в праведности.