Особенности богослужения праздника Пасхи

0HV_0221.JPGПраздник Воскресения Христова, Святой Пасхи, занимает центральное место среди всех христианских праздников - "праздников праздник и торжество торжеств". Слово "Пасха" одначает "прехождение". В Ветхозаветной Церкви Пасхой назывался праздник, установленный в воспоминание исхода народа израильского из Египта и освобождения иудеев от египетского рабства. А в Церкви новозаветной - в знамение того, что Сам Сын Божий освободил нас от рабства смерти, от рабства греха и диавола. Воскресший Господь извел из ада души праведников, и верующим в Него дарует жизнь вечную. 

Все богослужение Святой Пасхи особенно торжественно и проникнуто одним чувством - ликующей радости о Воскресшем Господе. 

Праздничная Утреня предваряется крестным ходом. Священнослужители в белых облачениях выходят из алтаря с пением стихиры "Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити". Крестный ход обходит вокруг храма, подобно женам-мироносицам, шедшим рано утром ко гробу Спасителя. Все молящиеся идут с возжженными свечами. Шествие останавливается перед закрытыми дверями храма, как бы у гроба Господня. И здесь же, на ступенях храма начинается праздничная Утреня: Настоятель после обычного возгласа, начинающего Утреню, вместе с остальными священнослужителями трижды поет тропарь Святой Пасхи: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав". Затем тропарь этот трижды повторяется хором. Настоятель впервые произносит ликующее пасхальное приветствие "Христос воскресе!" Утреня продолжается стихами древних пророчеств царя Давида о Воскресении: "Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его...". После каждого стиха хор поет тропарь "Христос воскресе...". После этого все входят в храм под пение праздничного тропаря. 

Исхождение из храма и закрытие его дверей символизирует еще и изгнание наших прародителей из рая. И лишь Христос Искупитель открыл для нас снова райские двери. Когда в начале Пасхальнй утрени отверзаюся вновь врата храма - это знаменует отверзение для рода человеческого райский дверей Христовой смертью и Воскресением. 

По входе в храм произносится великая ектения и затем поется пасхальный канон. Начало каждой песни канона запевается священнослужителями в алтаре. После каждой песни канона произносится малая ектения. После канона поется светилен: "Плотию уснув, яко мертв, Царю и Господи, тридневен воскресл еси, Адама воздвиг от тли и упразднив смерть, Пасха нетления, мира спасение". Затем поются стихиры на Хвалитех и стихиры Пасхи. После чего все молящиеся в храме приветствуют друг друга пасхальным приветствием "Христос воскресе". Затем читается слово святителя Иоанна Златоуста на Пасху. 

Часы в праздник Пасхи и в Светлую седмицу состоят из пасхальных песнопений. 

Литургия начинается, как и утреня, по Пасхальному чину, пением стихов "Да воскреснет Бог...". Поются особые Пасхальные антифоны. Евангелие читается на разных языках. Вместо "Достойно есть" - задостойник Пасхи: "Ангел вопияше...". В конце литургии вместо пения "Благословен грядый во имя Господне...", "Видехом свет истинный...", вместо 33-го псалма поется "Христов воскресе". 

Царские врата не затворяются всю Светлую седмицу. 

Молитва "Царю Небесный" не поется до праздника Пятидесятницы ни на какой службе. 

На Пасхальном богослужении освящается артос - особый хлеб, на котором изображается крест или Воскресение Христово. Всю светлую седмицу артос ледит на особом столике на солее, а в субботу разделяется на небольшие части и раздается молящимся. Ощущая живой верой невидимое присутствие Господа, апостолы имели обычай, приступая к трапезе, оставлять место для Христа и хлеб, как бы для Него. В воспоминание этого обычая и освящается на Пасху артос и полагается перед взорами верующих, напоминания о присутствии с нами Воскресшего Господа.

Богослужение Светлой седмицы

После дня Пасхи вся Светлая седмица составляет как бы один продолжительный день - праздник. 

По 66 правилу VI Вселенского собора, "от святого дня Воскресения Христа Бога нашего до недели Новыя (т.е. Фомины) во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражнятися во псалмех и пениях и песнях духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая и Святыми Тайнами наслаждаяся".[1] 

Все богослужение Светлой седмицы совершается по Пасхальному чину, начинается со стихов "Да воскреснет Бог...". Каждый день после Литургии или после утрени совершается крестный ход вокруг храма. Чтение псалмов на всем богослужении отменяется. Пасхальные часы поются также вместо полунощницы и повечерия. 

Отличие службы дней Светлой седмицы от службы дня Пасхи в том, что на утрени при пении канона в эти дня не положено ектении после каждой песни, а только после 3-й, 6-й и 9-й. Не читается слово святителя Иоанна Златоуста. На литургии Евангелие читается, как обычно. 

На вечерне дня Пасхи читается Евангелие о явлении Господа апостолам. 

В пятницу совершается служба иконе Божией Матери "Живоносный источник", добавляются стихиры и канон "Живоносному источнику", после Литургии совершается малое освящение воды.

Особенности богослужения до отдания Святой Пасхи

После Светлой седмицы и до праздника Вознесения Господня в начале всех богослужений трижды поется тропарь Пасхи "Хритос воскресе...". На воскресной утрени песнопение "Воскресение Христово видевше..." поется не один, а три раза. На литургии задостойник Пасхи, а вместо "Видехом свет истинный..." поется трижды "Христос воскресе". 

Первый воскресный день после Пасхи называется Неделей Фоминою. В этот день воспоминается являение Господа по воскресении апостолам и осязание ран Господа апостолом Фомою. Господь рассеял неверие Фомы, уверил мир в воскресении, раскрыл силу веры, назвав блаженными не видевших и веровавших. также этот день именуется Неделей Антипасхи, что значит "вместо Пасхи", потому что этот день первый из воскресных дней всего года. Богослужение этого дня все праздничное, песнопения из Октоиха не поются. Перед вечерней читается 9-й час (обычным порядком, не Пасхальный), после которого закрываются Царские врата. 

Есть обыкновение на второй седмице по Пасхе во вторник совершать особое поминовение усопших и посещать кладбища. После литургии служится панихида (впервые после Пасхи). Этот день поминовения называется Радоницей, так как мы приветствуем усопших радостной вестью о воскресении Господа. 

В среду 4-й седмицы по Пасхе празднуется Преполовение Пятидесятницы, т.е. половина времени от Пасхи до Пятидесятницы. Этот праздник как бы соединяет собой эти два великих торжества. На утрени поется великое славословие. Задостойник поется праздника Преполовения. В этот день совершается малое освящение воды. 

В Недели (воскресные дни), следующие после Недели апостола Фомы и до отдания Пасхи также имеют свое особенное содержание. В боголужении этих дней сочетаются песнопения праздника (т.е. конкретной Недели), Пасхальные песнопения и воскресные песнопения Октоиха. На утрени поется Пасхальный канон. 

Следующий воскресеный день после недели апостола Фомы (3-я Неделя по Пасхе) именуется Неделей жен-мироносиц. В этот день воспоминается служение учениц Христовых, жен-мироносиц. А вместе с ними воспоминаются праведные Иосиф Аримафейский и Никодим. В четвертую неделю по Пасхе - Неделю о расслабленном - вспоминается исцеление Господом расслабленного, лежащего в болезни 38 лет. Следующий воскресный день - Неделя о самаряныне. Церковь в этот день вспоминает беседу Господа с самарянкой. Шестая неделя по Пасхе - о слепом, когда вспоминается чудесное исцеление Господом слепорожденного.

Источник: Алексеевский ставропигиальный женский монастырь