Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Пост — это время работы над собой, целью которой является совершенствование человека. А святитель Иоанн Златоуст, говоря о совершенстве, учит нас: «Совершенствуйте себя, подобно тому как земледелец возделывает ниву, — вырывайте грех, подобно плевелам».
Сказанные образные слова святителя Иоанна помогают понять нечто очень важное, что мы должны знать, вступая на путь постного поприща. Что такое плевелы и сорняки? Это растения, которые мешают семенам злаков взойти и принести должный плод. Эти растения, которые впитывают в себя энергию земли, полезные вещества и настолько ослабляют злаки, что нередко поле, засеянное пшеницей или рожью, выглядит как некошеный луг. А происходит это именно потому, что сила сорняков сильнее силы злаков. Если доброму семени не помочь вырасти и окрепнуть, то сорняки его погубят.
С сорняками в слове Иоанна Златоуста сравниваются наши человеческие недостатки, наши грехи. Они произрастают с большей легкостью, чем наши добродетели, они быстрее впитывают в себя энергию нашего естества, и если эти сорняки не вырывать, человек становится бесплодным, неспособным на добрые дела. Трагедия нашего бытия заключается в том, что люди очень часто не понимают, что с ними происходит. Они становятся духовно бесплодными именно потому, что все силы своего естества отдают на то, чтобы тернии, сорняки вырастали в их душе, уничтожая добрые всходы. А когда на поле много сорняков, бесполезно бросать семена злаков — они просто не взойдут.
Иногда человек, погрязший в грехах, неспособный разобраться в своей жизни, пытается, движимый голосом совести, что-то сделать, помочь самому себе, например, неожиданно совершает некое доброе дело, втайне думая: «Сделаю это дело, и забудутся мои грехи; совершу добрый поступок, и вся моя греховная жизнь как бы перечеркнется». Но так не бывает. На поле, заросшем сорняком, злак не вырастет.
Что же делать? Вырывать сорняки! Вот этому и посвящается значительная часть духовной борьбы, которую ведет человек. Конечно, сказанное не означает, что добрые дела не нужны. Будет большой ошибкой ждать — мол, сперва все сорняки вырву, а потом и доброе дело сделаю. Тогда уже точно не сделаешь, потому что самых опасных сорняков не вырвешь. Добрые дела нужно делать, даже сознавая свою греховность, даже, может быть, не особо надеясь на то, что это непременно и сразу поможет. Все-таки и среди сорняков растут злаки, поэтому доброделание, несомненно, есть некое средство к тому, чтобы расчистить хоть небольшую часть своего внутреннего поля.
Тем не менее, эти действия не приносят того плода, которое может принести доброделание, если грехи и недостатки человека не заглушают его жизнь. А что же делать с этими недостатками? Святитель Иоанн Златоуст далее учит нас, что мы, осознав свои недостатки, должны мало-помалу стремиться их исправить. Какие правильные слова! Не в мгновение ока, не наскоком, не посредством бурной и краткотекущей деятельности, а мало-помалу. И святитель дает совет, который, наверное, не вполне осуществим в наше время, что свидетельствует о том, что слушатели святителя Иоанна жили в другую эпоху. Для них этот совет был совершенно реалистичным, для нас — нет, хотя сама идея, высказанная святым отцом, совершенно правильна. Златоуст сказал следующее: «Когда осознаешь недостаток, постарайся его исправить в текущем месяце, затем исправляй другой недостаток в следующем месяце, и в третьем месяце возьмись за какой-то свой недостаток».
Не получается у нас за месяц исправлять наши недостатки. Но сама мысль святителя Иоанна Златоуста, что недостатки исправляются не одномоментно, а в течение какого-то времени, — очень правильна. Мы знаем, что в военной стратегии есть такое понятие, как направление главного удара. Нельзя наступать одновременно по всей линии фронта — никаких сил не хватит, и враг может, разгромив на одном участке наступающие войска, окружить их и победить. Вот так и в духовной борьбе: нельзя наступать широким фронтом, пытаясь все в себе исправить, да еще за короткое время. Нужно научиться выбирать главную цель, а каждый из нас, наверное, знает, какая цель для него главная. И напрягать свои силы, и молиться, и призывать Божию помощь, чтобы исправить тот самый главный свой недостаток, который более всего мешает духовной жизни.
Иногда бывает так, что этот главный недостаток — самый тяжелый. Берется человек за его исправление, осознав свою беду, но проходит месяц, год, другой, третий, а преодолеть недостаток не получается, и в результате — уныние, разочарование, признание своей неспособности победить грех. Поэтому ни в коем случае не следует в качестве первого шага избирать самую трудную цель. Нужно брать что-то полегче — то, что также беспокоит совесть, но что мы в силах преодолеть. И тогда, восходя от простого к сложному, действуя, как говорит святитель, мало-помалу, мы будем восходить вверх, как бы по ступеням.
Эти законы духовной жизни должен знать каждый православный человек. И если усилия, предпринимаемые, в том числе, во время поста, мы поддержим нашей молитвой, исповеданием грехов, причащением Святых Христовых Таин и доброделанием, то мы, несомненно, будем восходить по ступеням. Подчас эти ступени столь малы, что будут едва заметны для нас, но если они все-таки ведут к небу, значит, наш путь правильный и спасительный. И да поможет нам Господь в этом духовном делании! Аминь.