12 февраля православные христиане с особым торжеством празднуют Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. История установления праздника относится к правлению византийского императора Алексея Комнина, в XII веке, в Константинополе разгорелся спор о первенстве кого-либо из великих святителей и учителей Церкви: Василии Великом, Григории Богослове и Иоанне Златоусте.
Таким образом, каждая партия защищала одного отца перед двумя другими, и это противостояние захватило вскоре всех жителей столицы. Вовсе уже не помышляя о почтительном отношении к святителям, люди пускались в бесконечные споры и перебранки. Разногласиям между партиями не было видно ни конца ни края.
Тогда в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну Мавроподу явились эти великие святые, сначала каждый отдельно, а затем все три вместе, – притом не во сне, а наяву и повелели установить общий день празднования их памяти: «Нет между нами ни первого, ни второго. Поэтому, повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. В виду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство. Передай эту службу христианам, чтобы они праздновали ее каждый год. Если они будут почитать нас таким образом – едиными перед Богом и в Боге, то мы обещаем, что будем ходатайствовать в нашей общей молитве об их спасении».
Тогда свт. Иоанн Мавропод собрал без промедления народ и сообщил об откровении. Тонко продумав вопрос, Иоанн решил отвести этому празднованию тридцатый день января, чтобы словно скрепить печатью этот месяц, в течение которого вспоминаются все три святителя по отдельности.
Краткие наставления вселенских учителей:
Свт. Василий Великий: «Истреби в себе две мысли: не признавай себя достойным чего-либо великого, и не думай, чтобы другой какой человек был многим ниже тебя по достоинству. Обучись предварительно смиренномудрию, которое Господь и словом заповедал, и делом показал. Потому не ожидай повиновения от других, но сам будь готов к повиновению».
Свт. Григорий Богослов: «Всего легче обмануть самого себя и, надмеваясь пустой славой, почитать себя чем-то, будучи ничем. Блажен, кто вместо всех стяжаний приобрёл Христа, у которого одно стяжание, Крест, который несёт Он высоко. Венец добродетели — благодарно переносить несчастья».
Свт. Иоанн Златоуст: «Как нужно выражать благодарность Господу? Исповедовать свои согрешения и значит благодарить Бога. Подлинно, ничто так не приятно Богу, как если кто считает себя великим грешником. Смиренный и сокрушенный никогда не будет ни тщеславиться, ни гневаться, ни завидовать ближнему, словом не будет питать в себе ни одной страсти».
Молитвами сих трех святителей Христос Бог наш да сохранит нас в мире и единомыслии и да сподобит нас Небесного Своего Царствия, ибо благословен Он во веки. Аминь.